Танец - это йога, а йога - единение с Великим Абсолютом, с Богом. Существует много путей к Богу. Йогический танец - путь красоты,
которая есть проявление божественного начала
Судхарани Ратхупатхи
Искусство натьи (танца) дарует блаженство, превосходящее даже величайшее блаженство, которое испытывает медитирующий на Брахмана.
Абхинайя Дарпана
Индийский классический танец - одна их старейших существующих танцевальных традиций. Он, как и йога, уходит корнями в древнюю индо-дравидийскую культуру, предшествующую современному индуизму и начал практиковаться как священный танец около пяти тысяч лет назад.
Бхаратнатьям - древнейший танцевальный стиль Южной Индии. На протяжении многих веков являлся храмовым танцем и исполнялся исключительно в индуистских храмах как молитва, подношение, ритуал преданного служения и духовная практика. Этот стиль индийского классического танца сохранил до наших дней свою самобытность, традиционную технику и духовную наполненность.
Традиционный индийский танец часто называют танцевальной йогой – “натья йога”,
ведь цель йоги и танцевального действа - мокша – освобождение и слияние с высшим божеством, Абсолютом посредством определенных духовной и физической практик.
“ Как и в йоге в танце тело обучают для того, чтобы в конце концов полностью забыть о нем, - объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, медитируя и совершая жертвоприношение“.
Многие танцевальные позы - караны повторяют достаточно сложные асаны, а хасты и мудры - неотъемлемая часть каждого танца. Чередование динамики и статики, быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. Танцор нарабатывает такие качества, как совершенная гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм. Бодрость духа, хорошая физическая форма у танцоров индийских танцев сохраняется на протяжении многих лет. Многим мастерам индийского танца далеко за 50, однако они продолжают радовать зрителей своим искусством
Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С. Айенгар писал: “ Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец - совершенным искусством движения”.
Индийский танец очень красив, но в сердцевине его – духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь целостного совершенствования личности, в котором учитывается духовное и физическое развитие, воспитание эстетического вкуса, образование ума и раскрытие сердца.