+7 (985) 308-54-44
Подписаться на Телеграм-канал
схема проезда
расписание занятий
       
 
ТОТЕМ: Страшно интересно!
Интервью с Анной Волик
Интервью с Анной Норовой
Йога. Анти-стресс!
Интервью с Настей Лисицыной
Интервью с Таней Мещеряковой
Кислород: теория или практика
Ошо-медитации: очень круто!
Йога для начинающих
Йога
Основные эффекты Йоги
Позвоночник: тянем-потянем
Дыхание в йоге – Пранаямы
Хатха Йога. Женская практика.
Йога во время беременности
Занятия для будущих мам
Йога для детей
Индийский классический танец
Спирулина
Мастера о Хатха-йоге
Медитация «Чидакаша дхарана»
Йога – Дорога к здоровью
Польза топлёного масла
Цигун
История йоги
Агни-Йога
Йога Айенгара
Йога прана
Кундалини-Йога
Пилатес-Йога
Сахаджа-Йога
Раджа-Йога
Тантра-Йога
Система YOGA 23
Голос и Ритм
Аштанга Виньяса йога
Звук как лекарство
Йога: как выбрать практику?
Йога для здоровья (40+)
Йога для беременных
Апнэа-йога
Цигун для женщин
Х. И. Хан. Мистицизм звука
С. Адвайта. Скрытая сила голоса
Чайная церемония


 

HATHA YOGA
С
т а т и к а


INNER YOGA
Д и н а м и к а

 

PSY YOGA
П
с и х о с о м а т и к а


UNIVERSAL YOGA
э н е р г е т и к а

 

Йога для Позвоночника
П
р о ф и л а к т и к а


ТАНЕЦ МАНДАЛА
Р
а с к р е п о щ е н и е

BON TON — Perfect time — Алена Солтыс

ЗВУК КАК ЛЕКАРСТВО

Их можно увидеть в изобилии практически во всех сувенирных лавках Азии. Эти красивые блестящие чаши с изображениями богов, древними текстами и вычурными символами Деванагари, радуют глаз и не оставляют равнодушным ни одного европейца, жаждущего экзотики. Но даже местное население Непала и Индии, которые считаются родиной поющих чаш, весьма поверхностно знакомо с настоящим предназначением этих загадочных предметов, служащих не только игрушкой для туриста, но и уникальным инструментом для достижения гармонии души и тела.

Величественная ступа Боддханат в Катманду возвышалась передо мной, излучая неколебимое спокойствие и умиротворенность, несмотря на царящий вокруг гам и вавилонское столпотворение. Я чувствовала, что стоит только впустить в свое сердце благодать священного места, как шум и постоянное щелканье камер исчезнут, слившись в единый ритм, создающий слабые вибрации вокруг белоснежного Боддхи… «Драй хандрид, сэр!» - голос женщины с надеждой догонял отдаляющегося туриста, который поначалу заинтересовался ее поющими чашами. Чем больше увеличивалось расстояние между торговкой и европейцем, тем отчаяннее звучал ее голос, соглашающийся снизить цену до смехотворной – только бы продать хоть что-нибудь.

Поющие чаши в руках этой торговки, поющие чаши на циновках, расстеленных вокруг, поющие чаши в сувенирных магазинчиках – каждая лавка вокруг ступы не поленилась написать «Singing Bowls» рядом с вывеской. За последние десять лет поющие чаши Непала проделали огромный путь из Гималаев в Европу и получили популярность на Западе. Они прочно укоренились не только в нише экзотических музыкальных инструментов, но и среди альтернативных методов нетрадиционной, восточной медицины и медитации. Из Европы поющие чаши попали в Америку, где их музыкальные качества спровоцировали больший спрос, чем целебные. Но спустя некоторое время, позитивные результаты терапии при помощи поющих чаш окончательно утвердили за ними статус эффективного лечебного инструмента. Вибрации, создаваемые чашами, стали их неоспоримым преимуществом. Немудрено, что непальцы, изредка использующие поющие чаши для еды и ритуалов, не относятся к ним, как к сувениру.

Все дабаки хороши…

Считается, что поющие чаши родом из Тибета, местечка под названием Хам. Однако рукописный шрифт Деванагари на некоторых старинных чашах свидетельствует о том, что появились они в Непале.

Говорят, что чаши поначалу производились исключительно для кухонного использования. Харша Ратна Шакья – торговец поющими чашами в третьем поколении – вспоминает: «Насколько мне известно, поющие чаши стали «поющими» только около сорока лет тому назад. До этого их называли «дабака», что переводится, как «чашка». Дабака изготавливалась исключительно из меди, поскольку считалось, что посуда из этого металла полезна для здоровья. Кстати, непальцы до сих пор в это верят. И пока умельцы, мастерили дабаки только для здорового приема пищи, первая поющая чаша несла в себе уже другое предназначение, а именно – лечебный звук».

Иными словами, все дабаки хороши, как посуда, но не все поющие чаши предназначены для еды. Позже, дабака стала важным инструментом терапевтических практик. Это относится к тем временам, когда у местного населения не было врачей для того, чтобы излечить, к примеру, боль в спине или груди. В таких случаях чашу ставили на больное место и при помощи вибраций, создаваемых небольшой деревянной палочкой, которую водили по краю чаши, пациент излечивался.

Все предположения о том, кто же смастерил первую поющую чашу, безоговорочно относятся к традициям шаманов, поскольку последние широко использовали терапевтический эффект звука в своих практиках. Другие источники утверждают, что в истории создания чаш участвовали бродячие кузнецы и монахи, работающие с металлом.

Восемь элементов

Традиционно, поющая чаша в своем составе должна иметь восемь элементов, а именно: медь, олово, свинец, цинк, железо, серебро, золото и ртуть, каждый из которых отвечает за определенные органы человеческого тела. Такие чаши в настоящее время можно повстречать довольно редко – их изготавливают в ограниченном количестве исключительно для медитаций и специальных медицинских практик. Современные поющие чаши делают в основном из пяти металлов – всех, за исключением серебра и золота.

Настоящая тибетская чаша имеет в своем составе больше серебра и олова, которые придают ей матовый, антрацитовый блеск. В то же время непальские чаши имеют характерный золотистый лоск.

Музыкальный инструмент

Санта Ракья Шакья – настоящий эксперт поющих чаш: он может мгновенно определить их ценность, состав и характеристики. Санта использует чаши как музыкальный инструмент и средство для глубокой медитации, он известен среди непальцев, как целитель и народный лекарь. Используя и расширяя знания, доставшиеся ему по наследству, Санта выступает с многочисленными перформансами и концертами не только в Азии, но и в Европе.

Он отмечает: «Выступать с поющей чашей – то же самое, что играть на фортепиано». Его техника состоит из одновременного использования старинных чаш, создающих тихие, глубокие, минорные тона, и новых чаш, звучащих на полтона громче. «Отсутствие в составе чаши золота и серебра заставляет ее звучать всегда по-разному, что, несомненно, только на руку, если использовать ее как музыкальный инструмент, - говорит Санта. - Современные чаши дают высокие, громкие тона, и поэтому они хороши для выступлений на сцене, но для лечения они не подходят – по той же самой причине».

Согласно ряду исследований, было обнаружено, что поющие чаши, наряду с другими ритуальными артефактами, такими как колокольчики, гонги и тарелки, продуцируют более натуральные, гармоничные звуки, чем все остальные музыкальные инструменты. Каждый металл, входящий в состав поющих чаш, создает собственный звук, но вместе они создают гармонию, принцип которой и заложен в их уникальных, позитивных вибрациях.

Медитация

Известно, что медитация – это успокоение постоянно работающего разума, своеобразное выключение нескончаемого «кино» на мысленном экране человека. Для медитации часто используют разные техники – пение мантр, концентрацию на предметах и звуках.

Поющие чаши помогают учащемуся быстрее сконцентрироваться: создаваемые вибрации успокаивают нервную систему и дарят чувство умиротворения, оздоравливая тем самым нервную систему. Вот почему поющие чаши называют также «медитативными чашами». Если ученик не может сконцентрироваться даже на пять минут, тогда поющие чаши – просто необходимость. Помимо звуковых волн, они создают умеренное количество вибраций, идентичных альфа-волнам, продуцируемым человеческим мозгом. Позитивные вибрации поющих чаш дают не только ощущение ясности ума, но и разгрузку для нервной системы.

Внутренний массаж и терапия

Вибрации поющих чаш – основной элемент их терапевтического использования. Проходя сквозь человеческое тело, они создают внутренний, деликатный массаж всех клеток. Достигаемый эффект напоминает всем известную процедуру ультра-звука.

Концентрируясь на звуке, ты как-будто переносишься в другую реальность. И чем больше тебя увлекает эта иная реальность, тем более очевидными становятся физические изменения – мышцы всего тела автоматически расслабляются. И только потом приходит осознание того, насколько зажатыми, негибкими и натянутыми, словно жгут, были наши тела. Иногда звук чаши приносит ощущение необъятного пространства, в котором нет ни времени, ни границ. Иными словами, это прохождение энергии сквозь чакры посредством звука и вибрации.

Человеческое тело, уже само по себе, является образованием вибраций разного рода и, как показывают последние исследования, в здоровом состояние вибрирует на определенной частоте. Если в теле есть больной орган, эта частота нарушается. Поющие чаши наряду с гонгами и тарелками помогают восстановить естественный, гармоничный ритм вибраций, и стимулируют тело вырабатывать новые волны. Доказано, что вибрации человеческого тела легко синхронизируются с волнами вибраций поющих чаш, и таким образом «настраиваются» на позитивный лад.

Один мой знакомый по имени Серджио Карвальял – удачный бизнесмен из Рио-де-Жанейро – несколько лет тому назад страдал от бессонницы и головных болей. Будучи в Непале во время отпуска, он познакомился с целителем Нар Бахадур Дхакалом и, пройдя всего два сеанса терапии, остался очень довольный результатом: «Я не знаю, что это, но оно делает меня необычайно счастливым человеком!»

Классификация и характеристики

Поющие чаши бывают разных цветов и размеров, но цвет, как говорят специалисты, не играет никакой роли и ни коем образом не влияет на терапевтический эффект. Иногда чаши покрывают слоем черного лака с внешней стороны, иногда украшают текстами и гравировкой. Однако если вы приобрели чашу с матовым оттенком и отполировали ее, это может сказаться на ее звучании, поскольку толщина металла изменится. Обычно звук определяется именно толщиной чаши, ободка и, собственно, формой.

Самое популярное название поющих чаш – «тибетские чаши», их называют и «непальскими чашами». Чаши с подставкой в основном очень маленькие и найти их не так уж просто. В то же время чаши с плосковатым донышком продаются везде, и производятся чаще всего в Индии. Они тоньше, чем тибетские, и распознают их по звуку, отличающемуся от характерного «гималайского».

Большинство современных чаш декорируется посредством гравировки или травления. Иногда с внешней стороны пишется имя владельца или название церемонии, для которой чаша была изготовлена. Примечательно, что некоторые поющие чаши, если их наполнить водой до ободка и потереть, или ударить по краешку, будут очень напоминать китайские чаши-фонтаны – вероятнее всего на поверхности воды появится несколько маленьких фонтанчиков.

В Тамеле, туристической мекке Катманду, а также в не менее популярном среди путешественников Басантапуре, в каждом магазине можно повстречать так называемые «коммерческие» чаши. Они разукрашены ярко, чтобы привлечь покупателя. В отличие от них, лечебные чаши выглядят гораздо скромнее – рисунки и узоры на них встречаются редко, чаще всего это простая, металлическая чаша, похожая на ту, которую используют в христианских церквях для крещения.

Самая большая поющая чаша, которую мне довелось увидеть, весила около 12 килограмм и имела 50 сантиметров в диаметре. Ее владелец, торговец из сувенирного магазинчика в Тамеле, сказал, что довольно часто такие чаши покупаются, как настенное украшение, и вовсе не используются для лечения.

   



 
© 2007-2022, «ЙогаДОМ»
Петровский пер. 1/30,  
+7 (985) 308-54-44